Проект при поддержке компании RU-CENTER

Внимание! Новый официальный сайт МБОУ "Сростинская СОШ им В.М. Шукшина" доступен по адресу: https://shkolasrostinskayabijskij-r22.gosweb.gosuslugi.ru/

МБОУ "Сростинская СОШ им. В. М. Шукшина"

Я вам расскажу о книге

«Ермошка Добродей»

  Так случилось, что именно в День Библиотек прочла книгу Юлии Анатольевны Нифонтовой «Ермошка Добродей или волшебные часы». Книга адресована детям старше шести лет и их родителям. Даже если считать меня маминым ребёнком, то мне уже всяко больше шести лет.

  Произведение по жанру волшебная сказка. О чём она? О любви. Точнее, о недостатке  этой самой любви. От нехватки родительского внимания рождаются литературные герои. Так когда-то появился Карлсон, так появился и Ермошка.

  Главная героиня — девочка Оля. Почему Оля? Это уже вопрос Автору. На протяжении всего произведения мама присутствует лишь на фотографии, на которой они вместе с дочерью, где на всякий случай написано, кто есть кто.

  Почему-то  вспомнилось своё детство. (Все мы родом из детства). Ребёнок живёт в окружении игрушек и домашних животных. Оля добрая девочка: любит кота, вместе с бабушкой вЫходила раненого воронёнка.

  С первой главы обратила внимание на язык, на эту известную с детства замечательную приговорку: «Водичка, водичка, умой моё личко. Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок». Интересное слово «фафудья» — не слышала никогда; «по-банному крытая» — совсем не сказочное выражение, хотя вошедшее в активный словарный запас.

  Нет смысла пересказывать сюжет, он незамысловат, как и все сказки. Главное — рядом с Олей её верные друзья.  А Ермошка проявляет истинные мужские качества: храбрость, ответственность, верность. Не случайно возникает  запись: О + Е = Л! И всё-таки он Домовёнок. В финале появился Серёжа, который с удовольствием смотрел концерт, «от переизбытка радости глупо хихикал там, где вовсе и не нужно», когда-нибудь он будет сопровождать Олю в школу и, возможно, носить ей тот самый портфель, без которого и сказки бы не было.

  Концерт смотрит и новый мамин муж, «скучая, с неизбывной тоской разглядывая носок собственного ботинка. Так всегда делают большие высокомерные дядьки, которым вовсе не интересна возня чужих детей«.

  А всё-таки сказка о любви. С.119 «Вдруг из золочёного циферблата, освещая сумрак сарая, на свободу выплыло пылающее слово «ЛЮБОВЬ». «Вот он огненный автограф из пророчества.  Любовь — единственная в мире сила, которая может помочь маленькой девочке одолеть лютых колдунов и совершить настоящее волшебство»…

  Герои сказки уже давно вышли за пределы книги: самостоятельно живёт песенка о маме, дети на кружках своими руками вяжут куклу Варюшку (Варежку?), которая чтобы помочь своей подруге-хозяйке даже жизнью рискует — начинает распускаться (вот где преданность!) Отдельный разговор — иллюстрации, которые никакое словесное рисование не заменит. Книжка яркая, имеет своё лицо!

  И всё равно мне стало как-то грустно. С. 125. «Мама смотрела весёлый концерт со слезами, с растерянным печальным лицом, она уже знала, что Оля не пойдёт к ней жить и останется с бабушкой… и только бабушка смотрела на Олю добрыми, полными любви и восторга глазами, именно такими, какими и нужно смотреть детский концерт»…

  Это книга открывает книжную серию о необыкновенных приключениях девочки Оли. Очень хочется увидеть её по-настоящему счастливой. Никакие мальчики, подружки, домашние питомцы, игрушки, даже бабушки не заменят мамину любовь. Это как в детской припевочке  про бабушку: «Добрым-добрым-добрА, да не маманька роднА».

                                              Учитель русского языка и литературы Т.В.Сизинцева

Передо мной книга Юлии Анатольевны Нифонтовой «12 самых страшных тайн», о которой я хочу написать, чтобы поучаствовать в конкурсе на лучшую рецензию. В прошлом году я стала победительницей этого конкурса. Радовалась как ребенок, потому что это стало для меня полной неожиданностью. Снаряд в одну воронку дважды не попадает. Но всё же, всё же, всё же… Свои записи я не называю рецензией, потому что это изначально не рецензия, а скорее размышления «в след за автором». В июне была в Новосибирске в магазине «Читай-город». Смотрела больше не на ассортимент, а на цены. Наверное, моя домашняя библиотека реже будет пополняться за счет моих собственных приобретений. Прошу прощения за столь длинную преамбулу.

  Сразу вспомнила фразу, приписываемую императрице Екатерине второй: «В России все секрет, но ничего не тайна». Я не занимаюсь нумерологией и, тем не менее, обратила внимание на то, что тайн не сколько-нибудь, а именно 12. Часы на обложке показывают 15 минут первого. Ночь. Город не опустился в темноту — во многих домах горит свет, ведь не все же люди жаворонки, есть и совы… Почему-то 12 месяцев, 12 знаков Зодиака, у Ильфа и Петрова «12 стульев», у Никиты Михалкова «12», у Блока тоже «12» по числу Христовых апостолов.

  Прочитав сборник, содержащий 14 рассказов и маленькую (по определению автора) повесть, задержала свое внимание на рассказе «Спаси мя!»  Рассказ имеет посвящение: «Светлой памяти моей бабушки Нины Прокопьевны Нагаевой». В центре внимания Ольга Михайловна, она работает учителем по изобразительному искусству. Особенности работы в школе мне объяснять не надо, я «овца того же стада». Жизненные обстоятельства героини приводят её в дом Божий на исповедь. Человека судят даже не по словам, а по делам, а что происходит в это время в его душе, одному Создателю известно. Читая рассказ, соотносишь свои ощущения с чувствами героини… Хотя это исповедь, и существует ТАЙНА исповеди, но это же художественное повествование… Автор сознательно открывает перед читателем  душевный мир нашей современницы, со всеми его  замысловатостями и перепетиями. Ольга Михайловна пришла на исповедь и сразу влилась в «коллектив кающихся грешников»: «Пусть хоть что говорят атеисты, а мне хорошо чувствовать себя маленькой частичкой великого чуда… Главное, что тут нет этого гнетущего, высасывающего душу одиночества!» Мы вместе с героиней находимся на службе в храме и видим происходящее взглядом новоначальной прихожанки:

  «Ольга Михайловна быстро втянулась в ритм молитв и поклонов. Монотонным действо можно было назвать только на первый невнимательный взгляд. На самом деле постоянно что-то менялось. То присоединялись к песнопению новые голоса, то резко замолкали, но потом вновь возвращались. Плотный юноша в золоченом облачении /это же надо так священника назвать — ремарка моя/ сосредоточенно окуривал храм райским ароматом под переливы серебряных колокольчиков. Постоянно что-то двигалось, менялось.

Наконец, к страждущим вышел исповедник. Его слова утонули в молитвенной мелодии с клироса, перекрывающей тихий голос. Но то, что он говорил, было и так понятно: к исповеди допускаются те, кто готовился.

  Время потекло медленнее, внутри стало расти волнение. Как мой язык повернется рассказать все мои тайные пакости? К тому же батюшка уж слишком молод и хорош собой…»

  Деталь, что рядом с храмом находится юридический колледж, подсказывает, что это Никольский храм в Барнауле. И уже реально ощущаешь себя в этом пространстве. Мне всегда интересно было, что в подсвечниках песочек насыпан, и свечи ставить очень удобно — не наклоняются, не чадят. «Вскоре ее перестали отвлекать мелочи: скрип дверей, служки, просеивающие через ситечки песок в чашах для свечей, — и вообще все на свете отошло на задний план, стало совершенно несущественно». Началась исповедь.

  Часто на вопрос, что такое «благодать» не сразу находишь слова для ответа. Вот же они — эти ощущения, вот она — благодать! «Вместе с тем крепло самоощущения себя /я бы написала ощущение себя — курсив мой/ как раскрывающегося цветка. Радость наполняла ее, как пустой сосуд, золотоносным живым светом, а голодная душа напитывалась им, как новорожденный теленок материнским молоком. Вскоре в мыслях не осталось ничего, кроме молитвы, плавающей в спасительной пустоте».

  В свой черед наша героиня тоже подошла к Батюшке. «В первые секунды Ольга Михайловна совсем не узнала своего голоса, он стал чужим и скрипучим. Тем не менее, с большим трудом она выдавливала из себя фразу за фразой, но чем  дальше  продвигалась, тем легче лилась речь, крепли связки, возвращался голос:

— Батюшка, я грешна во всех грехах. Первое и самое главное, несколько лет жила с женатым мужчиной»…

  Да. Начинаешь с главного. Женатый — не женатый, грех отсюда меньше не становится. Хорошо им, замужним,  а тут вот живешь, как можешь. Выпадает «праздник» раз в год под расход, а потом еще и каешься в этом и тут же понимаешь, что в следующий раз будешь исповедовать тот же грех… А вы пробовали в одного спать на двух рядом лежащих подушках? А вы пробовали в одного мешки с картошкой тягать? А вы пробовали в одного решать со своими детьми их отнюдь не детские проблемы? Нет! Не пробовали? Вот и не начинайте! А то вдруг не получится. Хотя Господь не дает тех испытаний человеку, которые ему не под силу вынести. Когда все хорошо, есть муж, этого не замечаешь, нормой считаешь. А вот когда ты кругом одна, невольно обращаешь внимание не на тех одиночек, которые без ропота свою лямку тянут, а на тех, кто за МУЖЕМ живет. А исповедь продолжается:

«- Еще, Батюшка, зло меня съедает. А одного мужчину — соседа я прям ненавижу. Постоянно зла ему желаю, а иногда даже смерти… Да и вообще»…          Негоже мне, христианке, чужие грехи пересказывать. В пору под каждым из них подписаться да принародно покаяться. Рассказ то написан не для того, чтобы грехи тиражировать, руководствуясь поговоркой: «Не согрешишь — не покаешься, не покаешься — не спасешься».  Главное — в словах священника, они даже графически другим шрифтом выделены:

«- Поймите, матушка, ведь это не от того Господь посылает Вам столь суровые испытания, что хочет наказать Вас. Наоборот, посылает Вам их от любви, чтобы открыть путь Вашей бессмертной душе в Царствие Небесное».

  Еще один рассказ «Юка». Уже прочитав эпиграф, встала в ступор. Оказывается «Математики из Германии высчитали, что Бог существует с вероятностью 62%.Статья «Ученые рассказали правду о Боге» (htt:/health.passion.ru/)

  Действие происходит в наши дни, что придает повествованию особую интригу. Буквально с первых строк погружаешься в атмосферу чужой семьи с ее заботами и проблемами,  главная из которых — старшая дочь Юка, которая мечтает уйти в монастырь от притязаний в семье. «Юку с детства, с тех самых пор, как начала сознавать себя, тянуло в храм. Маленькая, она расспрашивала взрослых, указывая на церковь: «А что это за красивый домик? Я хочу туда!» В семье этот интерес не приветствовался». Девочка-подросток доверяет свои проблемы учительнице:

«-Ты что так и не оставила эту идею? Глупости какие! Молоденькая ты еще, не жила. Влюбишься в красивого мальчика… захочешь семью…

— Я уже люблю! Самого лучшего на свете, который не предаст! Иисусом зовут, не слыхали? /невольно приходит на ум житие Святой великомученицы Екатерины, невесты Христовой — ремарка моя/

Ладно-ладно, не сердись. Покажи лучше, что-нибудь нарисовала новенькое? — Лола Каримовна заметила, что каждый их с Юкой разговор утыкался в религиозную тему, как в тупик».

  Но, сколь веревочке не виться… Идет Филиппов пост. Родители с младшей дочерью уехали на отдых, не оставив старшей ни денег, ни продуктов, хотя оставили куда более ценное — открытый ящик с документами, из которых героиня узнает, что она приемный ребенок в этой семье. Не тратя времени на раздумья, она в спешном порядке покидает жилье, где ей нет места, и отправляется на поиски своих настоящих родственников. Путь хоть и не очень долгий, но полный опасностей и дорожных приключений. Как в волшебной сказке, вдруг ниоткуда  появляется помощник-поводырь в виде большого черного пса. Бог ведет её к заветной цели. Во время пути она читает молитвы и Четырежды обращается к Отцу Небесному со словами: «Господи, мой Отец Всемогущий, веди меня куда Ты Сам хочешь!» И Он привел. Привел туда, где её любили и ждали. К бабушке! И уже вместе они пошли в храм: «И стало в мире на два счастливых человека больше … на два человека и одного большого черного пса».

  И, как говорится, Бог любит Троицу. «Смерть Золушки». Вот уж название так название, ну ни дать, ни взять. Рассказ предваряет фото-коллаж (дизайнер — А.И.Ермолович), в центре которого  мы видим знакомую с детства Золушку (из одноименного фильма) и внизу, как бегущую строку, кадры кинопленки с изображением пожилой женщины, Нагаевой Нины Прокопьевны, бабушки автора. Повествование такое открытое, дневниковое, как будто не рассказ это вовсе, а разговор по душам. У всех было детство, даже у бабушки. А в нем, как известно, и небо синЕе, и трава зеленЕе. «Вспоминала бабушка свою Воскресенку, словно была это не послереволюционная деревня, а благостный Эдем на земле, где светится волшебным жемчужным светом белоствольная березовая роща, шумит бескрайнее ржаное море, перекатывая спелые волны, а на пригорке стоит маленькая церквушка в голубой шапочке, как девочка в ожидании припоздавших подруг». Давая характеристику своей бабушке, автор проводит параллель со сказочной героиней, с Золушкой: «Я смотрела на нее с сердцем, наполненным любовью, и казалась она мне Золушкой из доброй сказки. «Уходящая натура» говорят про таких людей современные режиссеры, действительно… и даже не уходящая, а уже почти ушедшая, оставшаяся лишь в воспоминаниях. Да и не поймет, и не поверит нынешнее компьютерное поколение, что жили на земле люди ангельской породы, которые не отвечали злом на зло /ударили по одной щеке, подставь другую — ремарка моя/, умели прощать и делать добро просто — без надежды на воздаяния, а потому что Бог велит».

  Каждый приходит к Богу своим путем. Что-то непременно должно случиться. И случилось!.. «С того времени я стала посещать храм».

  Господь не желает смерти грешника. Бог обращается к нам шепотом любви, затем голосом совести, а после взывает рупором скорбей, болезней и обстояний /обстоятельств — курсив мой/. Через все нужно пройти человеку. И путь у всех свой. Один из них описан в повести «Мама, это не та больница!»

    Экземпляр книги, которую я прочитала на несколько раз, имеет дарственную надпись: «Моим дорогим читателям мемориальной библиотеки В.М.Шукшина. С искренним уважением и любовью. Автор: Ю.Нифонтова. 22.07.2017». Очень хочется, чтобы как можно больше моих односельчан прочитали  этот сборник. До новых книг!

Учитель русского языка и литературы Т.В.Сизинцева

 

  Я воспитывалась в то время, когда было очень популярно высказывание: «Книга — лучший подарок». Сейчас оно сменилось на следующее: «Есть подарок хороший, есть плохой, а есть книга»… А вот моя подруга на день Рождения подарила мне четыре книги, объединённые общим названием «Дорога к небу». Это сборники поэзии и прозы лауреатов и номинантов Патриаршей литературной премии. Мне очень захотелось не откладывать их прочтение и поделиться своими впечатлениями. Ведь само понятие «литературная премия» предполагает некий конкурсный отбор, то есть читателю предложены лучшие работы.

  2016 год

  В своем слове Святейший Патриарх Московский и всея Руси о Патриаршей премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия сказал, что Священный синод Русской Православной Церкви принял решение поощрять тех писателей, которые стремятся сочетать в своем творчестве высокие эстетические и нравственные идеалы. А Председатель Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент отмечает: «В настоящее время не хватает художественной высокой качественной литературы нравоучительного характера. Сегодня ощущается недостаток в интересных добрых книгах для детей. Мало развивающей литературы для подростков. Почти отсутствует назидательная литература для подрастающего поколения и для семейного чтения, где бы отсутствовала пошлость… Книга должна быть такой, чтобы ее было приятно держать в руках, она должна вызвать желание обратиться к ней снова».

  Первым в списке Юрий Бондарев — русский писатель-фронтовик. Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий СССР. Лауреат Патриаршей литературной премии 2015 года. Для меня он прежде всего автор романа о Великой Отечественной войне «Горячий снег». А тут я вспомнила И.С.Тургенева с его стихотворениями в прозе и А.И.Солженицина с крохотками. По самим названиям ясно, что писатель в своих миниатюрах затрагивает общечеловеческие вопросы: «Звезда детства», «Мать», «Счастье». Кто только не пытался давать определение слову «счастье»… Умудренный жизненным опытом пожилой отец говорит своей дочери, которую бросил муж с двумя детьми: «Все живы, все в сборе в моем доме — вот я и счастлив». А когда она уезжала от них к себе на квартиру, родители неустанно твердили ей главные в жизни слова: «Мы любим тебя, мы любим тебя». Хочется вслед за автором повторить: «Как много и мало нужно человеку для счастья, не правда ли?»

  Александр Сегень — писатель и кинодраматург. Лауреат Патриаршей литературной премии 2015 года. Рассказ «Дефект» захотелось сразу же прочесть своим ученикам.  Дети не терпят недостатков в других людях, самая страшная жестокость — это детская жестокость. В  начале рассказа автор приводит слова отца Сергия Вишневского: «Над кем зубоскалишь, таковым и станешь». Главный герой Гена Тарасов с детства не выговаривал звук «р», ребята подшучивали над ним, дразнили. Особо отличался Боря Пряников, ну, прямо проходу мальчишке не давал. После летних каникул с помощью логопеда Гена избавился от своего дефекта, а Боря настолько «заигрался», что картавость «прилипла» к нему (прямо как в детской считалочке: икота, икота, перейди на Федота, с Федота на Якова, а с Якова на всякого). Куда он только не обращался, но никто не мог оказать ему помощь. Даже в Псково-Печерский монастырь ездил, чтобы исповедаться об этом грехе и несчастье. «Все потому, что ты до сих пор так и не пожалел Тарасова, когда над ним издевался», — сказал ему монах. Но к тому времени просить прощения было уже не у кого — Тарасов ушел из этого мира. Автор наводит читателя на мысль о том, что жизнь — это чистый лист, и если наделаешь ошибок, исправить без помарок не получится. А Пряников смирился со своей участью: «Видно, мне тепей до конца жизни носить его дефект. Как кьест…»

  Сказать, что мне понравился рассказ «Крестный» — ничего не сказать. Зацепил! Главный герой говорит своему крестнику: «Зови меня крестненьким», — » Я так и звал его. По религиозным понятиям, настоящим крестным его никак нельзя аттестовать, он о Православии не знал почти ничего и не мог обогатить меня нужными знаниями. Но Александр Тимофеевич жил по хорошим человеческим понятиям, а они и есть христианские». Рассказ  можно рекомендовать к чтению всем крестным родителям. Вот каким крестным надо быть! Воспитывать, вести по жизни. Когда надо — пожалеть, приласкать, когда надо — наказать, и не только словом.

  Протоиерей Андрей Ткачев — клирик храма Воскресения Словущего в Успенском вражке г.Москвы. Известный проповедник и миссионер. Член редколлегии и постоянный автор журнала «Отрок.uа». Номинант Патриаршей литературной премии 2016 года. Этот человек не нуждается в особом представлении.  Я с большим интересом слушаю его выступления на телеканале «Спас», читаю публикации в православных журналах. В книгу вошли четыре рассказа. «Где двое или трое…» — история прозрения маленькой Эдит, которую весь мир знает как Эдит Пиаф (ее сценическое имя).

  В рассказе «Страна чудес» раскручивается целая цепочка чудесных событий. И все так естественно, как и должно быть, ничему не удивляешься, воспринимаешь как само собой разумеющееся, потому что так и происходит в жизни, если веришь. Главное помнить, что человек приходит в этот мир, чтобы творить добро  своим ближним, и сам от этого становится счастливым.

  Я не ставила перед собой задачу пересказать книгу. В ней читатель также познакомится с работами Юрия Кублановского, священника Николая Блохина, Александра Громова, Бориса Екимова, Алексея Карпова, монахини Евфимии (Пащенко), Валерия Сергеева, Бориса Тарасова и найдет для себя то, что не оставит равнодушным, заставит задуматься, поразмышлять. Авторы — наши современники, но мы не имеем возможности с каждым из них встретиться, побеседовать. И здесь помогает цепочка: автор — произведение — читатель. До новых книг!

                                       Учитель русского языка и литературы Татьяна Сизинцева